Владимирские ведомости,
24 июля 2008 г.
«Автогражданка» пока не готова к новшествам 761 просмотр
Как, наверное, уже известно нашим читателям, перенесены сроки вступления в действие поправки в федеральный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Напомним, что она предопределяла введение прямого урегулирования убытков в результате дорожно-транспортного происшествия и должна была вступить в силу с 1 июля этого года. Однако не привелось. Почему? За комментариями мы обратились к начальнику отдела автотранспортного страхования компании «Росгосстрах» во Владимире Владимиру Сергевнину.
- Почему было принято решение о переносе сроков вступления в действие поправок о прямом урегулировании и европротоколе? - Для начала, наверное, нужно пояснить, что представляет собой эта поправка и что такое «прямое урегулирование убытков». Если говорить коротко, то нововведение дает пострадавшему в ДТП автовладельцу право предъявлять требование о возмещении причиненных ему убытков непосредственно в компанию, застраховавшую его гражданскую ответственность. Компания-страховщик выплачивает ему деньги (здесь законодателем был разработан ряд условий), а затем в рабочем порядке предъявляет требования к страхователю виновного в ДТП. Не стоит, наверное, напоминать, насколько это удобнее для автовладельца: ведь до сих пор пострадавший вынужден «разбираться» с компанией, в которой застрахован виновник аварии, и нередко в судебном порядке. Что касается условий, то их должно быть одновременно два. Первое - право на прямое возмещение убытков возможно, если в результате ДТП нанесен вред только имуществу. И второе ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с федеральным законом. Теперь о причинах того, что поправка не вступила в силу с 1 июля, как планировалось. Это произошло потому, что к этому сроку страховой рынок к введению прямого урегулирования был однозначно не готов. Причем основной причиной тому были не столько страховщики, сколько отсутствие необходимой законодательной и нормативной базы. Напомню, что именно страховые компании еще два года назад выступили инициаторами введения прямого урегулирования убытков, однако тогда они предлагали вводить его в практику постепенно, по мере готовности компаний, как это делалось в Европе. К сожалению, законодатели пошли другим путем и решили ввести прямое урегулирование, что называется, «декретом». Но спешка и непродуманность при введении новой системы могут вызвать серьезные проблемы на рынке ОСАГО. Поэтому введение поправки в практику отодвинули на 1 марта будущего года.
- Достаточен ли этот срок для того, чтобы рынок подготовился к работе в рамках прямого урегулирования? - Мы очень надеемся, что этот срок достаточен, прежде всего, для законодателей, поскольку главное, чего ждет страховой рынок для запуска прямого урегулирования и европротокола - это принятие ряда законодательных и нормативных актов, включая изменения в законодательстве, прежде всего в налоговом. На сегодняшний день отсутствуют нормативные, процедурные, регламентные, технические документы, которые позволили бы перейти к прямому урегулированию на практике, а не на бумаге. Их должны подготовить ряд министерств и ведомств, в том числе Минтранс и Минфин. Страховщики в свою очередь уже подготовили договор о взаимоотношениях в рамках прямого урегулирования убытков, и он сейчас находится на стадии подписания.
- Какие ключевые решения, обеспечивающие подготовку к прямому урегулированию, должны быть приняты до 1 марта? - Должен быть создан единый расчетный центр, через который будут осуществляться все платежи, подготовлена вся правовая документация по его работе и взаимодействию со страховщиками, также должна быть разработана и утверждена единая методика оценки ущерба, в рамках которой страховщики будут рассчитывать ущерб по страховым случаям. При ее отсутствии в ходе осуществления выплат могут возникнуть разногласия между страховщиком виновника и страховщиком потерпевшего (иначе при урегулировании убытка своего клиента компания будет стремиться завысить размер выплаты). Должны быть внесены изменения в Налоговый кодекс. Потому что, если этого не будет сделано, страховщики должны будут платить НДС со всех операций по прямому урегулированию. Дело в том, что платеж, произведенный потерпевшему в рамках прямого урегулирования, не является страховой выплатой в смысле требования статьи 931 ГК РФ (Страхование ответственности за причинение вреда), поскольку он производится не в пользу третьего лица, как положено по ОСАГО, а в пользу самого страхователя по ОСАГО. Поэтому такие платежи в соответствии с п.п. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ будут облагаться НДС. Кроме того, согласно п.п. 1 п. 1 ст. 213 Налогового кодекса РФ, с таких выплат потерпевший должен будет уплатить налог на доходы физических лиц. Пока все необходимые поправки в Налоговый кодекс, устраняющие эти недоразумения, не будут приняты, запускать прямое урегулирование нельзя. Спешка и непродуманность при введении системы прямого урегулирования могут «выйти боком» страховому рынку, поскольку будет дискредитирован сам закон. В Европе к введению прямого урегулирования шли десятилетиями, постепенно, по мере готовности, вовлекая в этот процесс страховые компании, и я считаю, что такой эволюционный подход является самым разумным.
- Выиграют или проиграют автовладельцы от переноса срока? - Перенос вступления прямого урегулирования в действие выгоден, в первую очередь, страхователям, поскольку при отсутствии развитой инфраструктуры, всех необходимых нормативных документов и прежде всего без принятия изменений в Налоговый кодекс урегулирование убытков в рамках так называемого прямого урегулирования могло бы превратиться для страхователя в самый настоящий кошмар. Даже при наличии ограничений в законе по срокам урегулирования можно уверенно говорить о том, что соблюсти эти сроки многие страховщики не смогли бы. Особенно если вести речь о небольших компаниях, не имеющих развитой филиальной сети и современных ГТ-систем. Да и вряд ли страхователи были довольны, если бы им пришлось платить налоги с полученных страховых выплат...
Подготовил Евгений Низов.
Вся пресса за 24 июля 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 апреля 2025 г.

|
|
Москва FM, 7 апреля 2025 г.
Водители могут оформлять краткосрочные полисы ОСАГО с 7 апреля

|
|
СенатИнформ, 7 апреля 2025 г.
Страховка за ущерб от гражданских дронов может увеличиться

|
|
Деловой Петербург, 7 апреля 2025 г.
Кошелёк или жизнь

|
|
Интерфакс, 7 апреля 2025 г.
Аграрии получили более 1 млрд руб. выплат за погибший в 2024 году от града урожай

|
|
Regnum, 7 апреля 2025 г.
Путин подписал закон, запрещающий навязывать дополнительные товары и услуги

|
|
ТАСС, 7 апреля 2025 г.
Страховой рынок должен адаптироваться для оформления договоров ОСАГО на 24 часа – РСА

|
|
ПРАЙМ, 7 апреля 2025 г.
Минтранс РФ поддержал идею ЦБ увеличить минимальную страховую сумму от ущерба БАС

|
|
Парламентская газета, 7 апреля 2025 г.
Продавцам запретили навязывать дополнительные услуги

|
|
Коммерсантъ-FM, 7 апреля 2025 г.
ОСАГО живет одним днем

|
|
Финмаркет, 7 апреля 2025 г.
Автостраховщики обсуждают вариант изменения исчисления периода действия 1-дневного полиса ОСАГО

|
|
КонсультантПлюс, 7 апреля 2025 г.
Суд не взыскал штраф за отсутствие заявлений о выборе клиники

|
|
Российская газета онлайн, 7 апреля 2025 г.
Страховщики начнут продавать короткие полисы ОСАГО по часам

|
|
Известия онлайн, 7 апреля 2025 г.
В РСА указали на проблемы введения полисов ОСАГО на сутки

|
|
НовостиВолгограда.ру, 7 апреля 2025 г.
Экономист рассказал, как климат уничтожит бизнес

|
|
Autonews.ru, 7 апреля 2025 г.
Страховщики рассказали о «коротких» полисах ОСАГО. 4 главных вопроса

|
|
ТАСС, 7 апреля 2025 г.
В РФ запретили навязывать покупателям приобретение дополнительных услуг

|
|
Адвокатская газета, 7 апреля 2025 г.
За рамками Закона об ОСАГО

|
 Остальные материалы за 7 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|